Этимология слов «экстенсивность» и «интенсивность» имеет свои корни в латинском языке, где «экстенсивность» означает расширение, а «интенсивность»- напряжение, усилие.
Впервые эти понятия стали ЦЕНТРАЛЬНЫМИ в натурфилософской системе Н. Орема (ок. 1323-1382 г.г.) . (См. Орем Н. 1958 г), где под интенсивностью он понимал «широту» изменения качества: тело может быть более или нагретым, свет- более или менее ярким, движение- более или менее быстрым и т.д., а под экстенсивностью- суть распространение качества в соответствии с частями предмета (говоря современным языком: явление качества целостности в ее частях). Интересно, что спустя более четырехсот лет содержание понятий экстенсивности и интенсивности, выявленное Оремом, почти буквально воспроизводиться Гегелем: «Граница тождества с ЦЕЛЫМ самого определенного количества: как многообразное в себе (т.е. как явление качества (определенности, границы) целого в частях- прим. мое), она есть экстенсивная величина, но как в себе ПРОСТАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (т.е. само качество целого- прим. мое), она есть интенсивная величина, или степень» (Гегель. 1974. Т.1. С.249). В то же время Шеллинг, возвращаясь к первоначальному смыслу понятий экстенсивности и интенсивности, формулировал их в системе трансцендентального идеализма так: «Если я мыслю реальное в объектах неограниченным, то оно распространяется в бесконечность, а поскольку, как было доказано, интенсивность обратно пропорциональна экстенсивности, то не остается ничего, кроме бесконечной экстенсивности... т.е. абсолютного пространства (вспомним экстенсивность (лат) – расширение- прим. мое). Если же, напротив, мыслить неограниченным ОТРИЦАНИЕ, не остается ничего, кроме безграничной интенсивности... т.е. точки или ВНУТРЕННЕГО чувства» (Шеллинг Ф. 1987. Т.1. С. 393), где, в общем-то, «внутреннее чувство» у Шеллинга трактуется двояко (как впрочем, и экстенсивность, ибо экстенсивность, обусловленная интенсивностью, суть сила (Шеллинг. Ф. 1987. Т.1. С. 344)), а не просто «пространственная величина». И интенсивность:
А) с одной стороны, положенная ВНЕПРОСТРАНСТВЕННО, интенсивность суть «понятие действия» (Шеллинг. 1987. Т.1. С.201), и здесь он сходится с Гегелем по вопросу ПРОСТОТЫ определенности, интенсивности, ибо действие «должно быть простым»...
Б) с другой стороны, как противоположение экстенсивности в форме абсолютного пространства, интенсивность суть «символ времени» (Шеллинг. 1987. Т.1. С. 343-344).
Теперь перейдем от созерцания истории понятий экстенсивности и интенсивности к их созерцанию этих понятий в настоящее время, причем, предварительно заметив, что, в связи с третированием натурфилософии, философское осмысление этих понятий сместилось с области онтологии в область гносеологии, т.е. экстенсивность и интенсивность стали в философии рассматриваться, в основном, не как характеристики материи в ее бытии, а как характеристики знания, или, если быть более точными, как характеристики процесса познания. Так, Овчинников Н.ф., обращаясь к истории, усматривает начала подобного ракурса рассмотрения процесса познания у Галилея, который в «Диалоге о двух главнейших системах мира» впервые разделяет познание человека на две стороны: экстенсивное познание, т.е. познание МНОЖЕСТВЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ природы, и интенсивное познание, т.е. совершенное познание какой-либо истины. Отмечая изменения смысла этих понятий со времен Галилея, Овчинников Н.Ф. указывает, что Галилей не приводит различий между индивидуальной и коллективной мыслью, в то время как «...понятия интенсивных и экстенсивных процессов следует отнести к исторически развивающемуся коллективному знанию... Эти понятия, в таком их применении, приобретают новый смысл» (Овчинников. 1988. С. 248). И далее, он мыслит так:
1. Познание осуществляется путем построения и функционирования теории, т.е., надо полагать (под теорией)- мысленного эквивалента бытия вещи, класса вещей;
2. Построение и развитие теории осуществляется не одним человеком, а множеством людей, каждый из которых вносит в этот процесс свою посильную лепту;
3. Теории свойственно осуществлять экстенсивное и интенсивное движения;
4. «...процесс построения теории- ИНТЕНСИВНЫЙ процесс, позволяющий (т.е., надо полагать, служащий УСЛОВИЕМ- прим.- мое), НЕ ТОЛЬКО РАСШИРЯТЬ, НО И УГЛУБЛЯТЬ НАШИ ЗНАНИЯ» (ОВЧИННИКОВ. 1988. с.249);
5. Поскольку теория «несет в себе тенденцию к всеобщности», ей свойственно «...выходит за рамки своего предмета», что суть экстенсивный процесс;
6. «выходя за рамки своего предмета», теория сталкивается с «ограничениями», «но такие ограничения связаны уже с интенсивными процессами, в которых теория преодолевает их» (Овчинников. 1988. С.249).
7. Основания, экстенсивного движения содержатся, надо полагать, в потребности постоянного подтверждения, ее истинности, ее ОБЩНОСТИ, что, однако, связано с риском быть опровергнутой (принцип верификации-фальсификации);
8. Интенсивное направление развития теории можно назвать синтезирующим (в смысле синтеза различных теоретических систем);
Турсунов А., конкретизирует понимание экстенсивности и интенсивности, в развитии теории, данном Овчинниковым Н.Ф., НЕ ЗНАЯ о нем, на данных современной космогонии: «Здесь...три направления теоретических исследований... Первое направление, считая космологию одной из областей экстенсивного физического исследования, пользуется методом математической экстраполяции. За основу оно берет первоначальную форму уравнений Эйнштейна, и оставив НЕИЗМЕННОЙ ее математическую структуру, переносит их в область космологических явлений... Второе направление исходит из убеждения, что за наблюдаемыми космологическими явлениями, подлежащими физическому объяснению, могут скрываться пока неизвестные природные процессы...Третье направление...сосредотачивает основное внимание именно на ИНТЕНСИВНОМ характере физико-химических исследований; оно прощупывает возможные пути выхода за рамки господствующих представлений, за пределы математического формализма и категориальной структуры общей теории относительности...Здесь эффективным средством научно-теоретического поиска часто служат математическая интерполяция (т.е. экстраполяция математических знаний- прим. мое) (в данном случае поиск «нужных» математических структур среди уже существующих в математике... и последующее их «офизичивание») и математическая гипотеза в широком смысле (варьирование известных математических форм, несущих определенное физическое содержание)» (Турсунов. 1977. С. 63-65).
Идея преображения науки на основании коллективного поиска истины, ярко выражена Яблонским А.И., где процесс достижения нового, ценного знания, рассматривается с точки зрения экстенсивного (главным образом, экономического- ассигнований, которые определяют и техническую оснащенность науки, и количество и (иногда) качество ученых, работающих над той или иной проблемой, и время работы, и т.д.) и интенсивного (главным образом, путем ее структурной организации и реорганизации, оптимального управления научными исследованиями, созданием междисциплинарных объединений и т.д.), стимулирования научных коллективов. Что касается экстенсивности и интенсивности самого знания, а не стимулирования его получения, то здесь Яблонский А.И., переходя к обобщению пишет, что: «...в результате экстенсивного роста наука приближается к насыщению. Этот эффект насыщения носит универсальный характер в силу всегда имеющихся вещественно-энергетических пределов, при подходе к которым любая эволюционирующая система переходит на новый этап своего развития: не путем наращивания объема и запасов энергии, а путем усложнения своей структуры. Нечто в этом роде происходит и с наукой, которая также подошла к пределам своего экстенсивного развития» (Яблонский. 1986. С. 199-208).
А теперь обратим внимание на понятие экстенсивности и интенсивности в современном естествознании, т.е. посмотрим, что означают экстенсивность и интенсивность, непосредственно в Природе.
В биологии, например, Печуркин Н.С. пишет: «В этой главе мы обсудим два энергетических принципа: экстенсивного и интенсивного развития жизни. Первый связан с захватами энергии биологическими системами, а второй- с эффективностью ее использования... Говоря об ЭПЭР (энергетическом принципе экстенсивного развития), мы подчеркивали возрастание способности живой системы захватывать энергию, способности к экспансии, распространению в новые места. При этом, качественных изменений энергетики организмов можно и не требовать, их достаточно за счет автокатализа как можно быстрей «наплодить» себе подобных... Энергетический принцип интенсивного развития, гласит: «любая живая система надорганизменного уровня раздваивается (эволюционирует) таким образом, что поток использованной энергии на единицу биологической структуры) возрастает...» (Печуркин 1988. С. 48, 58, 60).
В области физики: «Работу или энергию любого вида можно представить как произведение двух факторов: фактора интенсивности на изменение фактора емкости, называемого также фактором экстенсивности (если фактор интенсивности остается постоянным во время процесса). Так, например, обычная механическая работа равна произведению приложенной силы, на приращение пути. Если две системы могут взаимодействовать, то они образуют одну общую систему, причем фактор емкости новой системы равен сумме факторов емкости составляющих ее частей при условии, если факторы интенсивности обеих исходных систем одинаковы. Если факторы интенсивности исходных систем неодинаковы, то в общей системе начинается процесс, протекающий в сторону выравнивания факторов интенсивности за счет изменения соответствующих факторов емкости. Так, например, давления выравниваются за счет изменения объемов» (Стромберг, Семченко. 1973. С. 85).
Л.Н. Купер, рассуждая о силе, пишет: «Подходит ли число для характеристики силы? Мы знаем, что испытываемые нами тяга или подталкивание могут быть более или менее интенсивными т.е. характеризуются определенной величиной. Это свойство может быть описано числом» (Купер. 1973. Т.1. С.33). Остановимся на этом и начнем размышлять.
Что есть те определения экстенсивности и интенсивности, которые приведены мной выше? Каждое из них для нас суть объективно существующее. Но как изложенное отдельным субъектом- каждое из них субъективно, ибо, как легко в этом убедиться, каждое из этих определений отражает какой-то один (или несколько) аспект непрерывности мышления по этому вопросу. Напр., экстенсивность- это расширение чего угодно, или распространение качества в соответствии с частями предмета, или «многообразное в себе» или «абсолютное пространство», или сила, или множественность (галилеевское экстенсивное познание), или «выхождение за рамки своего предмета», или экстраполяция (Турсунов), или наращивание (Яблонский), или захват, размножение себе подобных (Печуркин), или емкость (Стромберг, Семченко). Этот аспект и сугубо абстрактен (философские экстенсивность и интенсивность) и сугубо конкретен (биологическое, физическое понимание экстенсивности и интенсивности), и гносеологичен и онтологичен и т.д.. Вполне естественно предполагать, что за данными нам в созерцании субъективными (т.е. – дискретными) понятиями экстенсивности и интенсивности находится некая непрерывность (в частности – ОБЩНОСТЬ) мышления этих понятий всеми приведенными здесь субъектами, которую они дискретно выражают. Возникает желание отыскать эту непрерывность, эту ОБЪЕКТИВНОСТЬ смысла понятий как в историческом аспекте (в качестве преемственности), так и в современном, чем мы далее и займемся (абстрагирование не только от конкретности проявления экстенсивности и интенсивности, но и от субъективности). При этом не следует забывать, что объективизация:
А) совершается в непрерывности, а не в бесконечности, т.е. в указанной области смыслов экстенсивности и интенсивности, как понятий, а значит, возможно (и, даже наверняка) не охватывает ВСЮ область смыслов этих понятий, которая не только чрезвычайно множественна (сколько людей- столько и мнений), но и бесконечна в аспекте бесконечности познания (вещь, явление- познаваемы, но не до конца);
Б) совершается самим субъектом (т.е.- мной), а потому не только суть объективизация этих понятий, но и НАЧАЛО их субъективизации на новом уровне обобщений, последнее, снимает вопрос- зачем нужно еще одно мнение о экстенсивности и интенсивности, ибо УВЕЛИЧИВАЕТСЯ непрерывность мышления по этому вопросу для самого субъекта, и, в качестве вынесения своего субъективного мнения на суд общественности- НЕПРЕРЫВНОСТЬ (одним субъектом больше) коллективного мышления также растет, т.е. в итоге, растет ОБЪЕКТИВНОСТЬ отражения действительных феноменов экстенсивности и интенсивности в мышлении.