ФИЛОСОФСКАЯ ФАКТОЛОГИЯ.
Оглавление.
Часть I. Пропедевтика философской фактологии_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 1.
§ 1. Выбор философского учения, наиболее подходящего для
«изначальной точки» построения фактологии. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 1.
§ 2. Жизненный мир Гуссерля. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3.
§ 3. Понятие факта. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6.
§ 4. «Анатомия» факта и истина _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _7.
§ 5. Истина, очевидность и факт _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9.
§ 6. Декартовский философский факт как САМОочевидность (Аподиктическая очевидность). __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ 14
§ 7. Факт и сознание _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ 16.
§ 8. Субъект и «я» _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _____ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ 22
§ 9. Обоснование философской фактологии_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 24.
ЧАСТЬ II. Выявления философских фактов_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ 28.
§ 1. Истина, как ФИЛОСОФСКИЙ факт______ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 28.
а) Истина, как соответствие _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 28.
б) Истина и представление _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ 41.
§ 2. Истина и воображение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ 65.
ЧАСТЬ Ш. Сознание _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 70.
§ 1. «Шизофрения» философии? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ 72.
§ 2. Местонахождение двух «Я» с точки зрения психологии_ _ _ _ _ _ _ _ 78.
§ 3. Соотношение двух «Я». _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ 85.
§ 4. Самосознание _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ __ _ __ __ _101.
§ 5. Сознание и эмоции (чувства) __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ __ _ _ _ _ _ _ 107
§ 6. Знание, вера и феноменология _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ 123
§. 7. Знание, вера и экзистенциализм _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ __ _ 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ 130


Аннотация.
§1. Выбор философского учения, наиболее подходящего для «изначальной точки» построения фактологии.
Содержательным аспектом данного произведения, является рассмотрение появления и развития сознания с точки зрения развития памяти, т.е. старая, и во многом забытая мысль Платона: «мыслить, значит – припоминать».
Перечисляются некоторые недостатки, которые мешают взять за основу подобного рассмотрения философских систем: Шеллинга, Хайдеггера, Сартра, Гуссерля. Обосновывается мой выбор учения «позднего» Гуссерля, в связи с его разработкой понятия «жизненного мира», и удобством противопоставления (в значительной степени- антитезы) его теории сознания при разработке данной «Философской ФАКТОЛОГИИ».
§. 2. Жизненный мир Гуссерля.
Характеристика и объяснение существование жизненного мира Гуссерля посредством механизма спонтанной рефлексии.
§ 3. Понятие факта.
1. Факт- есть субъективное представление о явлении ВЫСТУПАЮЩЕЕ, при использовании его субъектом в качестве доказательства истинности того или иного суждения об этом явлении (мысленном ли, материальном ли).
Т.е. факт есть свершение мышления в модусе значимости (достоверности), а не в способе данности.
§ 4. «Анатомия» факта
Границы исторического интерсубъективного факта, определяются способом существования (бытия?) человека, в рамках той или иной исторической эпохи (той или иной научной парадигмы). Постановка вопроса: а могут интерпретировать сами ощущения, то, что они ощущают, независимо от разума? Источники, подобной «интерпретации». Естественная корреляция. Проведенный анализ можно рассматривать, как образование философского факта (См. §9).
§ 5. Истина, очевидность и факт.
Моя интерпретация Хайдеггеровского понимания истины, предварительно взятого за основу для дальнейшей разработки собственного понимания истины. Замыкание субьективности (адверсия- рефлексия). Поиск наиболее достоверного в круге адверсии-рефлексии. Практика, как ЯВЛЕННАЯ нам истина, а не ее сущность. Первый предварительный вывод: РОДИНА истины- сознание, а факт- свершения сознания в модусах достоверности. Факт, как истина опосредованная рефлективной соотнесенностью субъект-объекта. Основное различие научных и философских фактов. Аподиктическая достоверность по Гуссерлю. Полный состав философского факта: выявленное на данный момент времени соотношение субъективной и объективной составляющей, «покоящееся» на исторической очевидности, как основания «жизненного мира», на текущий момент времени.
§ 6. Декартовский философский факт как САМОочевидность (Аподиктическая очевидность).
Критика аподиктической достоверности на основании декартовского «Cogito…». Замена «Я-мыслю», на «Я-сознаю».
§ 7. Факт и сознание.
Критика определения Гуссерлем сознания, как, с одной стороны, лишенной «психологизмов», так и с другой- лишенной «изначальной рефлексии» (как принципа существования сознания ВООБЩЕ)- т.е. его понимания сознания как чистой интенции (направленности) на…
Собственный признак сознания: распадение мышления на объект и субъект, что, собственно и можно, одновременно, считать первым фактом (см. Шопенгауэр) существования сознания. Объективное условие возникновения «опережающего отражения»- повторяющиеся ряды событий и наличие памяти. Основная функция сознания: опережающее моделирование, на основе памяти, протекания сходных ситуаций. Разная «глубина» рефлексий, как степени разделения субъективного и объективного на примере надписи на Дельфах: «Познай самого себя».
Предварительное определение сознания, как рефлективного соотношения субъективной и объективной активности в очевидном знании. ФАКТИЧНОСТЬ сознания, при его функционировании в аспекте оценки содержимого памяти на истинность, перед использованием ее в опережающем отражении. Основные явления, связанные с появлением и исчезновением сознания:
1. Исчезновение сознания:
а) вследствие травмы или сильного эмоционального стресса.
б) вследствие алкогольного опьянения;
Все они, главным образом связаны с «Я не помню…»- что, напрямую указывает на связь сознания с памятью.
2. Приобретение сознания. Как показывает практика, сознание приобретают дети без патологических отклонений в здоровье от 2,5 до 4 лет. В начале указанного периода у детей происходит «лексический взрыв» и овладевание смыслом слова. О связи этого процесса с памятью- указано, в частности в цитате Шеллинга.
§ 8. Субъект и «я».
Предварительное определение субъекта и объекта.
субъект- это:
-конечная субстанция представления.
Объект- это:
- что дано субъекту в форме представлений.
Субъект не тождественен «я». Первое различие открывается в делении самого «Я» на:
1. «Я»- эмпирическое (необходимое);
2. «Я»- трансцендентальное (свободное).
§ 9. Обоснование философской фактологии.
Задача философской фактологии:
Начальная: сформировать философские факты по указанному их собственному признаку (отрефлектированное соотношение субъективного и объективного, исходя из самоочевидного – на данный момент времени). Определить иерархию (если таковая есть) и регионы фактов, чтобы в сумме они составили самодостаточное описание бытия субъекта-объекта. Исследовать процесс «набегов очевидностей», с целью углубления и повышения полноты рефлексии.
Конечная: в процессе углубления рефлексии за счет разделения на субъективное и объективное самоочевидного КАЖДОГО философского факта, предполагается установить систему корреляций между субъективным и объективным и тем самым ограничить область существования единственно возможной исторической (на данный момент) истины.
ПРОЦЕДУРА работы с философским фактом.
1. Выделение факта из естественной связи многочисленных явлений и событий.
2. Конкретизация философских фактов, путем определения объективной и субъективной составляющей, их взаимоограничения, и структорализации в общей системе философских фактов.
Иллюстрация образования философских фактов на примере из наследия Ф. Бэкона.
Корреляция- центральный пункт философского факта.
ЧАСТЬ II.
Выявления философских фактов.
§ 1. Истина, как ФИЛОСОФСКИЙ факт.
а) Истина, как соответствие.
Если исходить из понятия «слово», мной установлено, что понятия «соответствие» в определении истины, как соответствия вещи нашим представлением о ней- слишком «широко».
1. Дальнейший анализ слова, на соответствие предмета нашему представлению о нем, привел меня к понятию, в котором смысл- суть направленная связь между представлениями или впечатлениями с включенностью в эти представления самого человека.
2. В понятии смысл, как «скрытом» представлении о связи представлений, или впечатлений, мной было найдено соответствие между представлениями и смыслом понятия, как тем общим, что наличествует в обоих представлениях, связанных одним смыслом.
3. Существуют два основных типа смысла: опосредованный и непосредственный.
4. «Костяк» образующейся иерархии смысловых связей составляют непосредственные смысловые связи, организованные в Я-концепцию и определяющие закон организации опосредованных смысловых связей.
5. Главное отличие опосредованных связей от непосредственных в том, что непосредственные смысловые связи, в сумме образуют ЦЕЛОСТНОЕ СПЛОШНОЕ бытие-для-себя субъекта (в терминах Гегеля), или заключают жизненный мир (в терминах Гуссерля), а просто- называются ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ.
б) истина и представление.
Если же исходить из эволюции ощущений в представления, с точки зрения развития памяти, и отталкиваясь от «само по себе разумеющееся» современного определения представлений:
1. Я следую по пути ЕСТЕСТВЕННЫХ корреляций от ощущений до представлений, под лозунгом: «Бог (Т.е. природа) не может нас обманывать преднамеренно», или если перефразировать: природа дала нам ощущения, чувства, мышление- не для того чтобы мы обманывались, а значит, каждый более высокий уровень отражения выполняет естественные функции корреляции адекватности более низких, НО ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, что:
а) более высокому уровню отражения не свойственны СВОИ НЕДОСТАТКИ («выигрыш – в одном, проигрыш- в другом»);
б) или что ему чужды недостатки ОБЩИЕ ДЛЯ ЛЮБОГО уровня (например: эгоцентризм).
2. И на уровне ощущений.
Я вижу выход, как естественную коррекцию ощущений, лишающий их основного недостатка: сиюминутности- в появления памяти.
Определение памяти, ее отличие от неживого отражения:
- отражение неживых объектов, характеризуется, как НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ (целостное) отражение взаимодействий этого объекта с другими объектами;
- отражение живых объектов, как ОПОСРЕДОВАННОЕ отражение этого взаимодействия, создаваемой объектом, своей средой размножения.
Виды памяти:
- «врожденное» живое отражение. Отличие ЕГО от отражение ДНК. Преимущества и недостатки
- «поисковое» живое отражение; память, как поисковое живое отражение не просто опосредованное отражение, а отражение ПРИОБРЕТЕННОЕ на основе поиска (или: в человеческом проявлении- на основе ОПЫТА).Возникновение сенситивной процедурной памяти узнавание и усвоении навыков.
-возникновение восприятия, и кратковременной памяти.
Промежуточные выводы:
1). Отражение ВООБЩЕ- не есть память. Т.е. память не есть синонимом отражения.
2). Память есть ЖИВОЕ отражение, не только в смысле: ОПОСРЕДОВАННОЕ отражение, но и в смысле память, как отражение НАЙДЕННОЕ на основе поиска, т.е. зависит (в какой-то мере, КАК ОПОСРЕДОВАННОЕ отражение) не от предмета, отражаемого живым существом, а от бытия самого этого существа). Другими словами, благодаря тому, что память ЖИВОЕ отражение, например, некое существо может ответить на взаимодействие присущим ему генетически способом, игнорировать это взаимодействие, обобщить, вспомнить о нем, или забыть его. Образно говоря, ПАМЯТЬ- ЭТО НЕ СЛЕД, а существование следа. (А, на уровне языковых представлений- и ТВОРЕНИЕ следа)
3) Но само существование следа зависит от способностей и специфики живого отражать. Т.е. сказать, что ЗНАЯ ПРЕДЫСТОРИЮ живого, можно ПРЕДСКАЗАТЬ его отражение. А предсказать возможно в том случая, если:
а) если, с одной стороны: это существование функционально; т.е. ограничено как раз зависимостью отражения от способностей и специфики живого НЕОБХОДИМЫМ образом;
б) если отражение происходит В ДИАПАЗОНЕ условий ОБЫЧНОГО обитания этого живого.
При соблюдении данных условий: возможна ЕСТЕСТВЕННАЯ корреляция более развитых форм отражения (восприятие), менее развитыми (ощущения).
Ответ на вопрос: Но если эта корреляция- естественная (спонтанная) и происходит естественным образом, а природа дала нам ощущения, чувства, мышление- не для того чтобы мы обманывались, то о ЗНАНИИ какой корреляции говорит Гуссерль, которая ПОМОГЛА бы нам в поисках истины?
Долговременная память- главное преимущество живых существ, ей обладающих: выход из «сейчас» в прошлое, при котором животные получают возможность НАКАПЛИВАТЬ опыт во времени, притом таким образом, что при отборе для запоминания и хранения в долговременной памяти, постепенно «вымывается» временное, непостоянное, а сохраняется лишь повторяемое в разных схожих ситуациях: то, есть сущностное.
Но преимущества несут с собой и недостатки, снятие ограничений по объему хранящегося опыта неизбежно ведет к ограничению возможностей произвольного припоминания хранящейся в ней представлений.
Второй недостаток связан с адаптацией в течение всей жизни. Т.е. память – это не просто накопление опыта, а накопление «поискового» опыта. Другими словами, долговременная память эффективна только в условиях СТАБИЛЬНОЙ среды обитания в течение всей жизни индивидов. Но в изменяющейся среде (например, при непредвиденных далеких миграции, стихийных бедствиях) она, столь же мало поможет, как и генетическая «память».
Третий как и четвертый недостаток, непосредственно связан с соответствием предмета с его отражением, дело в том, что:
3. «В отличие от других познавательных процессов в памяти устанавливаются не связи и отношения самих объективных вещей, а отношения субъективных представлений о вещах к сложившейся картине индивидуального опыта». Поэтому, «взятая» кратковременной памятью за основу и переданная в долговременную память «внешняя сущностная» черта явления (яркий цвет, громкий звук) (а отсюда и ОЧЕвидные истины) будет использоваться для «накопления опыта»= построения образа: КАК основная черта самого предмета (пример: отсюда и источник возникающая время от времени потребность в пересмотре «начал» науки).
4. В процессе передачи отражения из кратковременной памяти в долговременную происходит процесс перекодирования отражения, первоначально (в общем) -переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека связанному с изменением объекта. Например, составить представление о рельефе местности по карте или представить или изобразить объемный предмет в виде проекции на плоскости. И более конкретно: проекция долговременной памяти на форму дистантных ощущений (акустическая, зрительная).
Очевидно, недостатки долговременной и кратковременной памяти природа поначалу постаралась обойти путем возникновения и развития ОПЕРАТИВНОЙ памяти. Характеристика оперативной памяти. Способы естественной корреляции недостатков долговременной и кратковременной памяти с помощью оперативной.
Развитие представлений от сенсорных до репродуктивных (вторичных образов) представлений памяти.
Естественная корреляция эмоций (ОБОЮДНАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ- нейронного и гуморального отражения). Представления и мышления появляются РАНЬШЕ сознания. Тогда, если не мышлением, то чем отличается человек, ОБЛАДАЮЩИЙ СОЗНАНИЕМ от животных?
А) отличие мышления животных от человеческого, в наличие АДВЕРСИЙ «Я- прошлого» в представлениях долговременной памяти. Нужда в механизме корреляции (естественной) представлений о себе: «здесь и сейчас» с представлениями о себе долговременной памяти. Изменение основания на котором формируются представления долговременной памяти у человека (перекодировка – с взаимосвязи комплексов ощущений, на смысловые значения).
Б). Связь представлений эмоциональной ЦЕЛОСТНОСТЬЮ.
Появление смысла сопутствует появлению словесного мышления. Смысл- как промежуточное звено (связь) между представлениями восприятия (в которые смысл приносит то, чего в них нет) и языковыми представлениями.
Возникновение декларативной памяти, как механизма естественной корреляции смысла, привносимого в представления долговременной памяти восприятия. Содержание декларативной памяти- совершенно иное: сохранение образов, творимых из слов: условных, абстрактных признаков обобщенных реальных представлений, база образования которых- привносимый в представления восприятия смысл- ЕСТЕСТВЕННОЕ преобразование (структурирование) образа долговременной памяти восприятий, содержащее в них присутствии субъекта.
Уже на этой стадии разделения чувственных (на основе процессуальной памяти) и языковых представлений (на основе декларативной памяти) видно их существенные различия:
а) в содержании;
б) в объеме (поскольку, языковые представления в своем развитии способны к производству новых абстрактных понятий, не имеющих РЕАЛЬНОГО аналога образа для замещения, например, нравственность, мысль).
Ответ на вопрос, а достаточна ли в принципе естественная (спонтанная, самопроизвольная) корреляция между языковыми и чувственными представлениями?-
НЕТ, потому что:
1. Если опираться на ощущения, то в основе языковых представлений и чувственных- лежат разные ощущения.
2. «Соответствие существует между чувственными образами и смыслом», только для традиционных обществ, в которых РОЛЬ человека в обществе предопределена пожизненно и зависит от его происхождения. А если представление человека о себе ПЕРЕМЕНЧИВО («Я-червь, я-Бог»), то и корреляция между чувственными представлениями и смыслом в них вносимым, будет ПЕРЕМЕНЧИВАЯ.
3. Языковые представления, благодаря дискретности языка, позволяют не только ОБОБЩАТЬ предмет, но и производить другие функции АБСТРАГИРОВАНИЯ: абстрагировать от предмета ЧАСТИ предмета, абстрагировать от предмета СВОЙСТВА предмета, чтобы отдельно ими манипулировать, как и полагается развитому представлению, при конструировании нового представления (благодаря наличию воли), а значит свобода языковых представлений от чувственных возрастает многократно- в этом незаменимая роль языка.
4. Ну, и, конечно, необходимо учитывать способность языковых представлений «к производству новых абстрактных понятий, не имеющих РЕАЛЬНОГО аналога «образа для замещения», чтобы понять, что свобода языковых представлений, практически, не имеет границ, кроме своего происхождения.
Одним предложением: «сознание освобождается от тирании сенсорного поля, приобретает свободу воображения».
§ 2. Истина и воображение.
Явственным результатом этой свободы есть появление НАРЯДУ с представлениями восприятия долговременной памяти, представлений ВООБРАЖЕНИЯ. Воображение, как незаменимое средство для конструирования новых представлений, освобожденных от «тирании сенсорного поля».
Но, вместе с тем, возникает естественный вопрос: неужели природа «изобретя» воображение, не изобрела и механизм, регулируемый «отлет» воображения естественным, то есть НЕОБХОДИМЫМ образом? Посмотрим на онтогенез воображение у детей. Научные факты свидетельствуют:
1. О разной эмоциональной основе представлений восприятия (тревога) и представлений воображения (надежда, как предчувствие чего-то хорошего, желанного: мечты, грезы)- компенсирующая негативность тревоги.
2. Воображение у детей возникает, относительно рано, причем в форме репродуктивное воображения.
3. Репродуктивное воображения. Как первая эволюционная форма воображения вообще, она вскрывает зависимость воображения от исходного объема представлений памяти: ведь именно потому воображение ребёнка беднее, что у него меньше объем представлений памяти, на основании которых он создает новые представления воображения.
4. Неумение детей представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. В этом смысле значимо то, что ролевые игры не характерны для младших детей-дошкольников (до 4 лет).
5. Что касается моего интереса корреляции воображения, то оно возникает позже у взрослых как «несвобода» -в форме «обязательной нагрузки», которая суть не только ясное представление воображаемой цели, но и четкое представление этапов перехода к этой цели, средств и возможностей её осуществить, т.е. планирование и программирование деятельности, оценка их правильности, процесса реализации.
Мой эволюционный анализ отражения показал, что исходный тезис: «Истина есть соответствие представления самому предмету», не есть верным, потому как не учитывает деятельностную природу человека, в нем нет отражения полного соответствия с существеннной чертой человека с его свойством ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ предмет, с которым он ищет соответствия.
С другой стороны, неточен и принятый критерий истинности- практика. Сколь бы лошадь не практиковалась вместе с человеком засеивая овес ей никогда не стать пахарем. Ключевой момент: введения в мышление представления о себе ей не преодолеть по той причине, что в этом совместном труде, совместной практике, именно человек имея воображение выступает заместителем его отсутствия у лошади осмысляя ей её роль в своем труде. И здесь нет никакого замкнутого круга логики, потому как я отнюдь не оспариваю значение той «триады» МЛФ, сыгравшей ключевую роль в эволюции человека из обезьяны, я лишь показываю на примере лошади недостаток одной практики как критерия истины.
Пояснение:
1.Оригинальность моего краткого изложения эволюции пока что мышления, а не сознания заключается, прежде всего, в том, что я попытался её представить последовательно, как развитие памяти, или более широко: в контексте развития всеобщей формы материи: отражения.
ЧАСТЬ Ш. Сознание.
Раньше я определил сознание, как рефлективное соотношение субъективной и объективной активности в очевидном знании. Но, что стоит за словами: «субъективной и объективной активности»? Ранее, я, опять же отметил я:
субъект- это:
-конечная субстанция представления.
Объект- это:
- что дано субъекту восприятием в форме представлений.
Субъект не тождественен «я».
История понятий субъект- объект в философии. «Генеральное» направление трансформации в истории философии.
§ 1. «Шизофрения» философии.
Проблема раздвоения «Я» в философии, и в психологии. Расщепление личности- расплата за разумность? -Проклятие, или дар (связь шизофрении с гениальностью)? Так, может быть, два «Я»- не философские «заморочки» - а очередная гениальная догадка философов? Допустим, философы правы. Тогда как ФАКТИЧЕСКИ определить различия, распределить функции этих двух Я? Философия предлагает самый широкий спектр решений от когнитивного Я классической философии, до экзистенции: «тюрьмы как аббревиатуры жизни: снимая все культурные слои, она сдирает жизнь до мяса, до экзистенции, до чистого существования». (Александр Генис, «Довлатов и окрестности», 1998 г), до «родового Я», до пред-понимания… -Выбирай- «не хочу».
Научные факты тоже весьма расплывчаты- то есть, собственно- не факты: «В настоящее время не существует клинически одобренного лабораторного теста на шизофрению…». Два источника дающих нам представление, их различие: причина потенциальной шизофрении? Казалось бы: какой это альтернативный источник, если эти знаки обозначают реальные (те же) предметы?
Ну, во-первых, не те же предметы, а ДРУГИЕ представления об этих предметах.
Но, разве велика разница: ИСТОЧНИК то разных представлений – по-прежнему- один и тот же- восприятие одного и того же предмета.
Но, пардон, при передаче этого представления воспринимается уже ЗНАК и ОТНОШЕНИЕ (эмоциональное) к источнику знака (т.е.- к человеку, делающему это сообщение), а значит, уже на проблематичном (вследствие абстрактности САМОГО знака- по своей сути, как ДОГОВОРЕННОСТИ ) уровне, по отношению к истине, КОНСТРУИРУЕТСЯ СОБСТВЕННОЕ представление. А восприятие самого предмета- отсутствует, и значит, «вся настроенная естественная корреляция»- НЕ ГОДИТЬСЯ. Почему?- Не мои руки ощупывали «этот» предмет, не мои глаза глядели на него… А что бывает, если котёнку сызмальства на шею одевают «воротник»?- нарушении этой неразрывной целостности: «котята видят, но не способны координировать свои движения, пользуясь зрением, обходить препятствия или различать глубину». Далее. Представление- это СУЩЕСТВОВАНИЕ живого отражения, а не просто отпечаток, и чем дольше оно сохраняется, не подтвержденное повторным восприятием, тем больше изменяется не по законам «этого» предмета, а по законам памяти.
Стоит ли после этого упоминать воображение, способное пень в сумеречном лесу, воспринять- страшным чудовищем?
Собственно, при помощи речи, как ВТОРОЙ сигнальной системы, человеку по сути, открывается второй мир, о котором мы узнаем благодаря ей: мир языковых представлений, представлений формируемых нашим языком. Действительно, если сравнить: сколько представлений о предмете мы имеем благодаря условным знакам (слуховым или письменным), и сколько: представлениям восприятия, то последние утонут в этом мире сконструированных словами языковыми представлениями.
Необходимость ИСКУССТВЕННЫХ коррелятов. Появление их, как последняя естественная корреляция из симпрактического контекста, от вплетения слова в практическую ситуацию в процессе выделения системы языка как самостоятельной (синсемантической) системы кодов, то есть по мере формирования механизм сравнения ИМЕЮЩИХСЯ, а значит и ХРАНЯЩИХСЯ «где-то», двух разных представлений одного и того же предмета- причем это «где-то» должно находиться «во мне» («в одном»). Ключ к формированию такого механизма хранится, однако- не в шизофрении, а в явлении диссоциативных расстройств идентичности. Описание расстройств, их связь с сознанием.
§ 2. Местонахождение двух «Я» с точки зрения психологии.
Уточнение определений субъекта-объекта («по месту»):
-субъект- это конечная субстанция представления декларативной памяти (свободное «Я»);
-а объект- что дано субъекту в форме представлений. процессуальной памяти (необходимое «Я»). Научные гипотезы о причинах раздвоения «Я»:
1. На генетическом уровне.
2. На асимметрии мозга.
ОСНОВНАЯ Идея по аспекту сознание («патентую»): связать существование сознание со взаимодействием двух «Я», «консолидирующихся» не в двух «половинках мозга», а в двух видах памяти (декларативной и процессуальной). Корреляция научных фактов с этой идеей:
§ 3. Соотношение двух «Я».
1. В аспекте асимметрии мозга.
2. В аспекте диссоциативных расстройств идентичности.
Моя идея заключается в том, что у человека существуют два обширных «поля» памяти, из которых оперативной памятью «выбираются» две части, и переводятся ею в возбужденное (активное) состояние, и полученное таким образом их соотношение – есть суть сознание.
А).Объяснительная сила данной гипотезы.
Б) Структурирование сознания, согласно этой гипотезе.
В) Прогностическая сила данной гипотезы.
1. Итак, я выяснил, что бывают представления разные, по происхождению (представления декларативной и процессуальной памяти) и по существованию: становящиеся (в созерцании), «мёртвые» (неактивные) и «живые» (собственно, основа рефлексии).
2. Представления- не знания.
3. Следовательно рефлексия: это такой мыслительный акт, который, одновременно делает представления живыми и не-знанием ( т.е. служит выявлению не-знания).
4. Значит рефлексия – специфический мыслительный акт полагания представлений в сознании.
5.Поскольку этот акт -мыслительный он должен быть СПЕЦИФИЧЕСКОЙ мыслью.
6. Таковой мыслью и считаю: идею, потому как она есть, одновременно слово, как определение «что есть этот феномен», и образ («идея» ИДЕЯ (греч . idea), 1) первоначально "то, что видно", "видимое" (как и эйдос), затем "видимая сущность", прообраз poiskslov.com/word/%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%8F/ ), который она содержит в себе, и «сворачивает» во вне- в сознательное мышление. А что значит прообраз? Это – не только наиболее обобщенный (абстрактных) образ. Что это будет, если наложить на фотографию множество лиц? - получишь- СМУТНЫЙ ПРОобраз, в котором скорее угадывается, чем уЗНАЕТСЯ, объект. Так выявляется «ореол» БЫТИЯ представления объекта, который при «просвечивании» этой рефлексии соседними разными рефлексиями, «высвечивает» в нем различные аспекты ЗНАНИЯ бытия объекта. Искусственная корреляция сознательного мышления о вещи, заключается в опосредовании, самосознанием представления о вещи АНАЛОГИЧНО мышлению о себе: как человек ограничивает степень мышления о себе рамками внешней (законами природы, общества ли) и внутренней (положим, собственной морали: не потому нельзя, что накажут, а потому, что совесть не позволяет) несвободы, таким же образом, «накладывая» знания о законах бытия вещи (согласно, согласованно), он мыслит представление о ней и её бытии.
Возникновение субъекта, как субстанции, путем образования кругов мышления.
Кажущиеся неувязки идеи сознания, как способа существования взаимодействия представлений декларативной и процессуальной памяти.
§ 4. Самосознание.
Самосознание в роли «третейского судьи» того, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО видит человек «здесь и сейчас». Самосознание как «механизм» актуализации «кладовых памяти» для персонализации в отношении ДЕЙСТВИЙ, то есть что именно Я должен сделать, в соответствии с моей памятью.
Научные факты о самосознании, корреляция представления о самосознании субъективной составляющей этого представления.
§ 5. Сознание и эмоции (чувства).
Роль эмоций в организации сознания. Эмоции, как составная часть настроения человека, и как состояния сознания. Если в языке, маркерами, по которым самосознание узнает то, или иное представление, служат слова, то в самом мышлении, его организации, такими маркерами служат настроения. Механизмы рефлексии (спонтанная, эмоциональная, профессиональная) и организация сознания. Объяснение различия знания веры и убеждения с точки зрения механизма рефлексии. Источник апперцепции восприятия.
Если предварительное определение сознания у меня было: сознание- рефлективное соотношение субъективной и объективной активности в очевидном знании
То конечное определение сознания: сознание по сути, есть настроенное в «тональность» актуальности восприятия сопоставление представлений декларативной и процедурной памяти, производимое мышлением.
Отсюда истина, в последней «моей редакции»: «Истина- если я знаю, что я умею сделать так, чтобы БЫЛО так – то это- истинно. Истина- это настроенное верой-соответствие умения-воображению. (Здесь воображение объединяет в себе, как сотворенные представления на основе языка, так и сотворенные смыслом). А факты: это выстроенные убеждением представления сознания.
Разрешение кажущихся неувязок в моей идеи сознания.
Итак, я утверждаю, что:
1. Знание – это упорядоченные чувством представления сознания.
2. Умение – это упорядоченные предчувствием действия.
При сравнении же определений знания и умения как в плане генезиса, так и в плане функционирования, можно, на мой взгляд, утверждать, что:
1. Умение, действительно, ПРЕДВАРЯЕТ появление знания, является ПРЕДЗНАНИЕМ.
2. Умение, в целом, НЕ есть самим знанием, оставаясь ПО ДРУГУЮ СТОРОНУ этого (сознательного) мышления.
3. Возникает мысль об УТОЧНЕНИИ определения знания, особенно, в связи с тем фактом, что обычное мышление протекает в отсутствии СИЛЬНЫХ чувств. Когда наличествует действительная НУЖДА, опасность, говорят: «Хватит думать (философствовать). Пора действовать!», т.е. пора положиться на наши осознанные и неосознанные УМЕНИЯ и решать задачи по ходу поступающих проблем. При панике и ДЕЙСТВИЯ человека становятся ХАОТИЧНЫМИ. В состоянии УЖАСА мышление вообще ЦЕПЕНЕЕТ. ОБНОВЛЕНИЕ мышления человека, которое ИНОГДА следует из АФФЕКТА, надо понимать, видимо, как РАЗРУШЕНИЕ прежних связей, ассоциаций знания в аффекте и ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ связей, ассоциаций, позволяющих (в возможности, в представлении) избегнуть в дальнейшем подобных аффектов (с учётом опыта выживания). Т.е., в общем-то, не секрет, что мышление, как раз, и существует для того, чтобы избежать сильных стрессов, сильных (пусть только – негативных - чтобы избежать дискуссии) чувств, которые эти стрессы и вызывают. Для мышления, видимо, нужны умеренные чувства, в идеале – достаточно предчувствий. Но и у чувств, и у предчувствий есть один недостаток – они при наличии ФАКТА, а мышление (пусть – поверхностное, на уровне установок), хотим мы того или нет, НОРМАЛЬНОЕ состояние человека, который, в меру предоставленной ему свободы, должен всегда выбирать, на какой поступок ему РЕШИТЬСЯ. Видимо, следует, всё же, чётко различать логические переживания (чувства) и действительные чувства человека. Отсюда возникает интересный вопрос: являются логические переживания принципиально новым типом переживаний специально для мышления или, возможно, они суть также -ПРЕДСТАВЛЕНИЯ действительных чувств человека в мышлении (т.е. доведённый до логического предела принцип УДВОЕНИЯ мира, человека в мышлении)? Кстати, представления по силе действия суть тени непосредственного восприятия, чувства, т.е. априорно не есть сильными чувствами.
Если уверенность – это чувство согласования представлений, то вера – это чувство согласования бытия человека с первой для него очевидностью= истиной.
Функции рефлексии по реструктуризации памяти. Виды рефлексий: спонтанная эмоциональная рефлексия, когнитивная спонтанная, (профессиональная) рефлексия, рефлексия «жизненного мира», философская сознательная рефлексия.
Рассмотрение возникших в ходе раскрытия идеи определения сознания, как настроенное в «тональность» актуальности восприятия сопоставление представлений декларативной и процедурной памяти, производимое мышлением.
§ 6. Знание, вера и феноменология
§. 7. Знание, вера и экзистенциализм
В последних параграфах рассмотрена интерпретация экзистенции, как интеллектуальной и чувственной интуиции участвующей в поисках комплементарных представлений, соответственно, декларативной и процессуальной памяти.
Заключение.
Новый «виток» в поисках истины.
(Прим: Полное содержание «Философской фактологии» см по ссылке: philosophystorm.org/tsarev_pavel/5066 (doc)
Царёв П.П.