Для ответа на этот вопрос присмотримся внимательно к нашему (а не питекантропа) наглядно-действенному мышлению, служащему основой для формирования процедурного смысла…
У человека есть много видов и стилей мышления: словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, теоретическое и практическое (эмпирическое), аналитическое (логическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (эгоцентристкое), продуктивное и репродуктивное (создающее что-то новое)… Каждому человеку, в той или иной мере свойственны все виды и стили, но в действительности у каждого складывается из этого множества- свое индивидуальное мышление, в котором преобладает тот или иной вид мышления или стиль, естественно «обогащенный» другими видами или стилями На основе сложившегося индивидуального мышления формируется психотип личности… Во всем этом многообразии я выделяю лишь три основных вида, расположенных на «эволюционной лестнице» в следующем порядке: наглядно-действенного, образного и словесно-логическое (вербальное)… Значит ли это- что люди, обладающие преимущественно- наглядно-действенным мышлением- более «глупы», чем люди с преимущественно словесно-логическим?- Ничуть… К примеру, нарушение общего баланса между наглядно-действенным и словесно-логическим, в сторону словесно-логического приводит к болезни: вербализму. (« В дошкольном возрасте ребенок с В. часто оценивается окружающими как «вундеркинд», однако в процессе школьного обучения выявляется недостаточность развития мышления, произвольности, познавательных мотивов. В конечном итоге это обычно приводит к неуспеваемости и конфликтам ребенка (а часто и его родителей) с социальным окружением. В. является психопатизирующим психологическим синдромом. Он ведет к нарушениям общения со сверстниками, порождает неадекватно завышенную самооценку и личностный инфантилизм»… «… это употребление слов, за которыми не скрывается никакого смысла, содержания, значение которых остается пустым». vocabulary.ru/termin/verbalizm.html).
В то время, как: «Наглядно-действенное мышление — это оперативное мышление, которым в большой степени должны обладать, к примеру, авиадиспетчеры, шоферы и многие другие специалисты, особенно в форс-мажорных, стрессовых ситуациях»… вплоть до шахматистов (состояние цейтнота) www.galactic.org.ua/Prostranstv1/pcix2.htm
Видимо, более точно было бы определить так: «Наглядно–действенное мышление — форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно воспринимаемых условий». www.voppsy.ru/issues/1991/913/913017.htm.
У человека есть много видов и стилей мышления: словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, теоретическое и практическое (эмпирическое), аналитическое (логическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (эгоцентристкое), продуктивное и репродуктивное (создающее что-то новое)… Каждому человеку, в той или иной мере свойственны все виды и стили, но в действительности у каждого складывается из этого множества- свое индивидуальное мышление, в котором преобладает тот или иной вид мышления или стиль, естественно «обогащенный» другими видами или стилями На основе сложившегося индивидуального мышления формируется психотип личности… Во всем этом многообразии я выделяю лишь три основных вида, расположенных на «эволюционной лестнице» в следующем порядке: наглядно-действенного, образного и словесно-логическое (вербальное)… Значит ли это- что люди, обладающие преимущественно- наглядно-действенным мышлением- более «глупы», чем люди с преимущественно словесно-логическим?- Ничуть… К примеру, нарушение общего баланса между наглядно-действенным и словесно-логическим, в сторону словесно-логического приводит к болезни: вербализму. (« В дошкольном возрасте ребенок с В. часто оценивается окружающими как «вундеркинд», однако в процессе школьного обучения выявляется недостаточность развития мышления, произвольности, познавательных мотивов. В конечном итоге это обычно приводит к неуспеваемости и конфликтам ребенка (а часто и его родителей) с социальным окружением. В. является психопатизирующим психологическим синдромом. Он ведет к нарушениям общения со сверстниками, порождает неадекватно завышенную самооценку и личностный инфантилизм»… «… это употребление слов, за которыми не скрывается никакого смысла, содержания, значение которых остается пустым». vocabulary.ru/termin/verbalizm.html).
В то время, как: «Наглядно-действенное мышление — это оперативное мышление, которым в большой степени должны обладать, к примеру, авиадиспетчеры, шоферы и многие другие специалисты, особенно в форс-мажорных, стрессовых ситуациях»… вплоть до шахматистов (состояние цейтнота) www.galactic.org.ua/Prostranstv1/pcix2.htm
Видимо, более точно было бы определить так: «Наглядно–действенное мышление — форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно воспринимаемых условий». www.voppsy.ru/issues/1991/913/913017.htm.