Ключевое словосочетание в определении функции менталитета: «выстраивании в единое целое представлений сознания». В чем отличие гуморальной регуляции от нервной?- В тотальной «настройке» всего организма на ответ возмущением среды:
«Информационный поток от желез внутренней секреции не направлен на конкретный орган, ткань или клетку: передаваемая гуморальным путем информация предназначена как :«всем, всем, всем!». Другое дело, что далеко не все клетки способны эту информацию как-либо использовать» (www.mylect.ru/biology/anatoomy/646-gumoralnaya-... ).
Но, следует учесть: когда я говорю о гуморальной системе, то имею в виду всю ту древнюю часть нервной системы, которая со времен появления примитивных предков позвоночных осталась выполнять наиболее общую функцию - адаптационно-трофическую.
То есть, включающую в себя как вегетативную, автономную нервную систему, так и эндокринную систему с центральной железой - гипоталамусом, которая собственно и генерирует эмоции.
Следует также учитывать, что тотальность гуморальной регуляции свойственна и в отсутствии конкретного анализа возмущений самой среды: сигналы от органов
ощущений «тупо» суммируются в «гуморальной смеси» по своей силе и этот «коктейль» гормонов комплексно воздействует на весь организм.
Для человека с его чувствами, это находит место в выражении: «Вроде - все хорошо (когнитивная часть). НО ЧУВСТВУЮ (эмоционально - гуморальная часть), что «что-то» «не так». Вот, не хватает в «коктейле» серотонина и в душу «вкрадывается» тревога. А что сдерживает его выработку - непонятно, то ли болезнь железы, то ли что-то из внешнего мира, что сознание - не заметило:
«Здесь работают законы сложнейших нейронных сетей, с суммацией и усилением противоположно направленных воздействий.» (mylektsii.ru/3-41328.html
Особенность менталитета в том, что в подсознании представление памяти выстраиваются, группируются более ориентируясь на эмоциональные «маркеры» сродства, чем на «маркеры» временной последовательности смены процедурных представлений абстрактно обозначаемых словом. Поэтому фактор времени превращается из «линейного следования» в «плоскостной эмоциональный ландшафт», из которого в сознание можно легко «вернуть» ту или иную информацию из прошлого». Ср: «Менталитет не рационален, он эмоционален, и он направляет действия человека в определенное русло» К. В. Мосунова СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ studopedia.su/12_24327_mentalitet-kak-kulturno-...
Именно эмоциональный «маркер» представлений сознания «скрывает» менталитет от сознания переводит их в подсознание в область сродни (чувственной) интуиции.
Тема менталитета не менее необозрима, чем тема сознание, но в аспекте эволюции сознания важно выделить три вещи:
1) В первобытном коллективном мышлении нет четкого разделения на сознание и менталитет. Они находится в смешанном состоянии с одной стороны (по Леви-Брюль Люсьену) трансформировавшиеся в пра-логическое мышление (подчиняющиеся закону мистически-магическиой партиципации) и оперирующее коллективными представлениями и их ассоциациями пра-коллективное мышление.
С другой – «Рассматриваемый индивидуально, в той мере, в какой он мыслит и действует независимо, если это возможно, от коллективных представлений, первобытный человек будет чаще всего чувствовать, рассуждать и вести себя так, как мы от него ожидаем» . lib.uni-dubna.ru/search/files/phil_levy_bruhl_p... В моем представлении это разделение сознания, весьма условно. Стоит первобытному человеку увидеть что-либо отклоняющееся от обычного хода событий. И он по закону партиципации может связать это отклонение с чем угодно, например: «Индеец на охоте или на войне удачлив или неудачлив в зависимости от того, воздерживается или не воздерживается его жена, оставшаяся на стоянке, от той или иной пищи, от тех или иных поступков» (Там же).
2). В менталитете происходить эволюция животных эмоций в человеческие чувства («отягощенные » представлениями сознания) формирующих мораль.
3) В индивидуальном развитии (онтогенезе) менталитет образуется, когда человек, или группа людей (как в первых государствах) начинает самостоятельную деятельность в рамках существования исторически существующего общественного сознания, как среды обитания.…Ну и об актуальном общественном сознании. Если следовать в русле моего изложения, то актуальное общественное сознание, это, прежде всего - реализация общественных (сейчас бы сказали - общенациональных) проектов, их значение для каждого в обществе, и смысл (в основном - декларативный, а значит - и более абстрактный) который получает индивидуальное сознание при участии в их реализации.
Поскольку участие в государственных, или «корпоративных» работах время, от времени принимают большинство членов общества, а в повседневной жизни - все члены общества испытывают влияние этих работ на свой быт (хотя бы - выплата бесчисленных налогов). То общественное сознание, как «окружающая среда» относительно индивидуального сознания:
-в случае отсутствия, или пассивности этого индивидуального самосознания (в виде менталитета);
- становиться при своем изменении (в ходе реализации преобразований) решающим фактором развития данного индивидуального сознания (рост абстрактности индивидуального мышления, развитие воображения и т.д.) и менталитета (развитие социальных чувств, появление морали и пр.).
Причем менталитет, передающийся (в основном) через смену поколений, также обогащается путем присоединения к нему той части общественного мышления, которая непосредственно касается жизни индивида, или группы людей того или иного общества.
«Информационный поток от желез внутренней секреции не направлен на конкретный орган, ткань или клетку: передаваемая гуморальным путем информация предназначена как :«всем, всем, всем!». Другое дело, что далеко не все клетки способны эту информацию как-либо использовать» (www.mylect.ru/biology/anatoomy/646-gumoralnaya-... ).
Но, следует учесть: когда я говорю о гуморальной системе, то имею в виду всю ту древнюю часть нервной системы, которая со времен появления примитивных предков позвоночных осталась выполнять наиболее общую функцию - адаптационно-трофическую.
То есть, включающую в себя как вегетативную, автономную нервную систему, так и эндокринную систему с центральной железой - гипоталамусом, которая собственно и генерирует эмоции.
Следует также учитывать, что тотальность гуморальной регуляции свойственна и в отсутствии конкретного анализа возмущений самой среды: сигналы от органов
ощущений «тупо» суммируются в «гуморальной смеси» по своей силе и этот «коктейль» гормонов комплексно воздействует на весь организм.
Для человека с его чувствами, это находит место в выражении: «Вроде - все хорошо (когнитивная часть). НО ЧУВСТВУЮ (эмоционально - гуморальная часть), что «что-то» «не так». Вот, не хватает в «коктейле» серотонина и в душу «вкрадывается» тревога. А что сдерживает его выработку - непонятно, то ли болезнь железы, то ли что-то из внешнего мира, что сознание - не заметило:
«Здесь работают законы сложнейших нейронных сетей, с суммацией и усилением противоположно направленных воздействий.» (mylektsii.ru/3-41328.html
Особенность менталитета в том, что в подсознании представление памяти выстраиваются, группируются более ориентируясь на эмоциональные «маркеры» сродства, чем на «маркеры» временной последовательности смены процедурных представлений абстрактно обозначаемых словом. Поэтому фактор времени превращается из «линейного следования» в «плоскостной эмоциональный ландшафт», из которого в сознание можно легко «вернуть» ту или иную информацию из прошлого». Ср: «Менталитет не рационален, он эмоционален, и он направляет действия человека в определенное русло» К. В. Мосунова СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ studopedia.su/12_24327_mentalitet-kak-kulturno-...
Именно эмоциональный «маркер» представлений сознания «скрывает» менталитет от сознания переводит их в подсознание в область сродни (чувственной) интуиции.
Тема менталитета не менее необозрима, чем тема сознание, но в аспекте эволюции сознания важно выделить три вещи:
1) В первобытном коллективном мышлении нет четкого разделения на сознание и менталитет. Они находится в смешанном состоянии с одной стороны (по Леви-Брюль Люсьену) трансформировавшиеся в пра-логическое мышление (подчиняющиеся закону мистически-магическиой партиципации) и оперирующее коллективными представлениями и их ассоциациями пра-коллективное мышление.
С другой – «Рассматриваемый индивидуально, в той мере, в какой он мыслит и действует независимо, если это возможно, от коллективных представлений, первобытный человек будет чаще всего чувствовать, рассуждать и вести себя так, как мы от него ожидаем» . lib.uni-dubna.ru/search/files/phil_levy_bruhl_p... В моем представлении это разделение сознания, весьма условно. Стоит первобытному человеку увидеть что-либо отклоняющееся от обычного хода событий. И он по закону партиципации может связать это отклонение с чем угодно, например: «Индеец на охоте или на войне удачлив или неудачлив в зависимости от того, воздерживается или не воздерживается его жена, оставшаяся на стоянке, от той или иной пищи, от тех или иных поступков» (Там же).
2). В менталитете происходить эволюция животных эмоций в человеческие чувства («отягощенные » представлениями сознания) формирующих мораль.
3) В индивидуальном развитии (онтогенезе) менталитет образуется, когда человек, или группа людей (как в первых государствах) начинает самостоятельную деятельность в рамках существования исторически существующего общественного сознания, как среды обитания.…Ну и об актуальном общественном сознании. Если следовать в русле моего изложения, то актуальное общественное сознание, это, прежде всего - реализация общественных (сейчас бы сказали - общенациональных) проектов, их значение для каждого в обществе, и смысл (в основном - декларативный, а значит - и более абстрактный) который получает индивидуальное сознание при участии в их реализации.
Поскольку участие в государственных, или «корпоративных» работах время, от времени принимают большинство членов общества, а в повседневной жизни - все члены общества испытывают влияние этих работ на свой быт (хотя бы - выплата бесчисленных налогов). То общественное сознание, как «окружающая среда» относительно индивидуального сознания:
-в случае отсутствия, или пассивности этого индивидуального самосознания (в виде менталитета);
- становиться при своем изменении (в ходе реализации преобразований) решающим фактором развития данного индивидуального сознания (рост абстрактности индивидуального мышления, развитие воображения и т.д.) и менталитета (развитие социальных чувств, появление морали и пр.).
Причем менталитет, передающийся (в основном) через смену поколений, также обогащается путем присоединения к нему той части общественного мышления, которая непосредственно касается жизни индивида, или группы людей того или иного общества.